Is a new nuclear race probable now?
Anyway, due to the new circumstances the modern Russian strategic programs become more interesting to everybody. This article from Russian 'Army & Navy Review' magazine 4, 2009, is about 4th generation 'Borei'-class SSBN and 'Bulava' missile. Interesting comparable data between 'Bulava' and early competing 'Bark' program are published in the article. Because limited time I cannot translate the article in full, sorry. Thus, use, please the online translators.
ФЛОТ
«БОРЕИ» - ВЕТЕР СЕВЕРНЫЙ
Построенный в предвоенные годы крупнейший советский судостроительный завод №402 - ныне «Северное ностроительное предприятие» - предназначался для строительства тяжелых артиллерийских кораблей, в первую очередь, линкоров. Хотя таким амбициозным планам сбыться не удалось, с середины 1950-х годов этот завод стал основным центром отечественного атомного подводного кораблестроения. Именно здесь были построены лодки, мировые рекорды которых не удалось превзойти до настоящего времени: самая быстрая К-162 пр.661, самая глубоководная К-278 «Комсомолец» пр.685 и самые большие ракетоносцы пр.941.
Создание подводных гигантов, по надводному водоизмещению равных линкору «Марат», а по подводному превышающих «Тирпиц» - одновременно и гордость, и боль отечественного флота. Большая скорость и глубина - однозначно тактические достоинство. Но колоссальные размеры не способствовали достижению скрытности - важнейшего свойства подводной лодки. Размерность лодки определялась массо-габаритными показателями - ее основного оружия - также крупнейшими в мире баллистическими ракетами для подводной лодки (БРПЛ) Р-39 комплекса Д-19. Ракетный подводный крейсер пр. 941 был выполнен по уникальной схеме, которую можно охарактеризовать как «катамаран с пятью прочными корпусами». Боекомплект из 20 ракет, каждая из которых несла по 10 боевых блоков, оказался слишком велик с учетом накладываемых на общее число договорами о сокращению стратегических вооружений. Серия атомоходов пр. 941 завершилась шестым кораблем, а ты и строительством седьмой в 1990 г . разобрали на металл.
Одновременно со строительством кораблей пр.941 на «Севмаше» шла постройка более скромных по размерам ракетоносцев пр.667 БДРМ с ракетами Р-29РМ комплекса Д 9РМ. обладавших лучшими показателями скрытности, но не имевших больших перспектив.
Во-первых, они представляли собой модификацию атомохода пр. 667А, первый из которых вступил в строй еще в 1967 г . Несмотря на множество новшеств, внедренных за более чем два десятилетия строительства, модерни-зационный потенциал исходного проекта оказался полностью исчерпан. Во-вторых, главным оружием этого корабля являлись жидкостные ракеты.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств в нашей стране, в отличие от США, Франции и даже Китая, развитие морского ракетостроения, за небольшим исключением, шло по пути создания жидкостных ракет. Выбор данного направления был определен высоким уровнем развития жидкостного двигателестроения, достигнутым к моменту принятия решения о массовом развертывании отечественных морских стратегических ядерных сил, при практическом отсутствии в те годы опыта создания крупных твердотопливных двигателей, пригодных для стратегических ракет.
Использование высокоимпульсного жидкого топлива обеспечило достижение на ракете Р-29РМ рекордных, до сих пор не превзойденных показателей энергетического совершенства. За счет заводской заправки топливом и ампулизации конструкции жидкостной двигательной установки ее эксплуатационные свойства были доведены до уровня твердотопливной техники. Однако при возникновении нештатных ситуаций проявились принципиально неустранимые недостатки жидкостных ракет, связанные с размещением в тонкостенных баках токсичных, агрессивных и самовоспламеняющихся компонентов топлива, а также с обилием пнев-могидравлических связей ее борта с системами и агрегатами подводной лодки. Эти недостатки наряду с ошибочными действиями личного состава стали причиной ряда аварий и несчастных случаев. Наиболее тяжелым из них стала гибель в 1986 г . К-219 - единственного из более полутора сотен построенных отечественных и зарубежных подводных стратегических ракетоносцев, затонувшего в мирное время.
Кроме того, реализованный в отечественных корабельных стратегических комплексах с жидкостными ракетами так называемый «мокрый старт» требовал заблаговременного предстартового заполнения шахты подводной лодки водой. Этот шумный процесс как бы предупреждал вероятного противника о принятом решении на применение стратегического ракетно-ядерного оружия, что позволяло ему своевременно нейтрализовать наш ракетоносец.
С началом работ по созданию США перспективной системы ПРО с элементами космического базирования проявился еще один важнейший недостаток жидкостных БРПЛ - протяженный и длительный активный участок траектории, многократно увеличивающий вероятность поражения ракеты перехватчиками космического базирования.
В середине 1980-х годов руководством страны была признана необходимость окончательного перехода боевого ракетостроения на твердотопливную технику (зарубежные страны осуществили это еще ранее). К тому времени в СССР были созданы предназначенные для размещения на гигантских тяжелых подводных крейсерах стратегического назначения пр. 941 крупнейшие в мире твердотопливные БРПЛ Р-39 комплекса Д 19. Кроме того, для комплекса Д 11 были созданы относительно малогабаритные твердотопливные ракеты Р-31, но оснащенная ими подводная лодка К 140 пр. 667АМ осталась единственной на флоте, по сути,
опытной, из-за ограниченной максимальной дальности ракеты - около 4000 км . Это требовало выхода подводной лодки в районы, близкие к территории США, и, следовательно, крайне рискованного прорыва заранее оборудованных рубежей американской противолодочной обороны.
Применительно к проектировавшимся в СССР перспективным твердотопливным БРПЛ с начала 1980-х гг. началась разработка нового ракетоносца проекта 955 «Борей». Для него, как и для других подводных лодок четвертого поколения, строительство которых предполагалось осуществить в 1990-х годах, предусматривалась комплексная реализация новых технических решений, направленных на достижение высоких показателей скрытности.
Одновременно с проектированием новой БРПЛ были развернуты работы по модернизации основного оружия уже строившихся ракетоносцев пр.941. По сути дела новая ракета комплекса «Барк» создавалась практически в тех же весах и габаритах, что и ракета Р-39, гарантийный срок эксплуатации которых должен был завершиться в 1990-е годы. После распада СССР даже простое воспроизводство ракет Р-39 нельзя было осуществить из-за вовлеченности в их производство украинских предприятий.
В силу финансово-экономических ограничений с конца 1980-х годов фактически прекратилось не только строительство новых ракетоносцев, но и ремонт ранее построенных. Это привело к массовому списыванию кораблей задолго до завершения установленного для них срока службы. Состояние морских стратегических сил в 1990-е годы требовало скорейшего их пополнения кораблями новой постройки. Исходя из этого работам по комплексу «Барк» была открыта «зеленая улица», а создание перспективной ракеты сдвинулось на неопределенные сроки.
В результате подводный ракетоносец пр. 955 перепроектировали под размещение крупногабаритных ракет комплекса «Барк», что определило снижение боекомплекта основного ракетного оружия до 12 единиц.
Закладка нового ракетоносца, получившего имя основателя Москвы - «Юрий Долгорукий», состоялась на «Севмаше» 2 ноября 1996г. в присутствии представителей федерального и столичного руководства.
Однако ряд аварий при летных испытаниях ракеты «Барк» при полном отсутствии ее успешных пусков был воспринят как свидетельство необходимости серьезной доработки ее конструкции, а по ряду элементов - разработки их заново.
Руководством страны было задано проведение конкурса аванпроектов новой БРПЛ «Булава-30» с привлечением как традиционного разработчика отечественных БРПЛ - ГРЦ КБ им. акад. В.П. Макеева, так и Московского института теплотехники (МИТ), к тому времени успешно завершавшего создание новой МБР наземного базирования «Тополь-М». По результатам рассмотрения представленных аванпроектов Министерство обороны в 1998 г . приняло решение о проведении дальнейших работ на базе предложений МИТ.
Это не означало отстранения от разработки нового комплекса организаций, ранее работавших в данном направлении. В частности к проведению широкого круга работ по созданию комплекса «Булава-30» был привлечен ГРЦ «КБ им. акад. В.П. Макеева», а разработку системы управления возглавило екатеринбургское ФГУП «НПО автоматики».
Разработку подводной лодки вело ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», строительство - Северное машиностроительное предприятие.
При развертывании работ по ракете «Булава-30» было принято решение о создании изделия значительно меньших массы и габаритов по сравнению с Р-39. Перспективы развития космического эшелона ПРО определяли нецелесообразность оснащения ракеты тяжелой разделяющейся головной частью с большим числом боевых блоков. Сокращение числа боевых блоков не только отвечало принципу «не складывать слишком много яиц в одну корзину», но и за счет облегчения и уменьшения габаритов ракеты открывало больше возможностей перед кораблестроителями в части использования имеющегося оборудования и комплектующих, что было особенно важно в сложных финансовоэкономических условиях конца 1990-х - начала 2000-х годов.
Ряд аварий с катастрофическими последствиями, случившихся в конце 1980-х годов, в том числе гибель подводных лодок К-219 и «Комсомолец», придали особую остроту задаче, обеспечения высокой безопасности эксплуатации, чтобы исключить потери кораблей и гибель экипажей в мирное время. В целях предотвращения возможности аварийных ситуаций ракета «Булава-30» не требует применения пневмогидравлических связей двигательной установки с системами и агрегатами подводой лодки. В самой ракете отсутствуют токсичные, самовоспламеняющиеся, агрессивные жидкости и газы.
Предусмотрено применение специальных технических решений для исключения воздействия продуктов сгорания пороховых аккумуляторов давления или струи ракетного двигателя на конструкцию элементов подводной лодки при старте ракеты, как и падения на лодку каких-либо отделяемых элементов изделия. Кроме того, в БРПЛ и элементы ракетного комплекса внедрен ряд новых технических решений по обеспечению безопасности ракеты от воспламенения и взрыва при возникновении аварийных ситуаций на борту лодки, включая пожар в прилегающих к ракетным шахтам отсеках.
Для исключения демаскирующих признаков в комплексе «Булава-30» реализован «сухой старт» ракеты без предварительного заполнения шахты подводной лодки водой.
В ракете «Булава-30» предусмотрено применение ряда технических решений, ранее реализованных в МБР «Тополь-М», хотя полная унификация ракет не возможна, так как габаритные ограничения, накладываемые на БРПЛ со стороны подводной лодки, намного жестче, чем предъявляемые к МБР.
В ракете «Булава-30» внедрены реализованные в МБР «Тополь-М» мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной ПРО. Сокращенный по времени и протяженности активный участок траектории, а также возможность отработки противоракетного маневра на этом участке полета сводят к минимуму потери от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО. Ракета оснащается высокоэффективными средствами преодоления наземного эшелона перспективной ПРО, состав которых может меняться в соответствии с уточнением представления о реальных силах и средствах противоракетной обороны. Эффективное действие боевых блоков по целям обеспечивается высокой точностью стрельбы, достигаемой за счет применения бортовой системы управления, сочетающей автономную инерциальную системы с различными каналами получения уточняющей информации.
В ракете «Булава-30» реализован ряд дополнительных усовершенствований в сравнении
с МБР «Тополь-М». В частности, применены новые топлива и материалы, реализована уникальная, ранее не использовавшаяся ни на одном отечественном или зарубежном изделии общая конструктивно-компоновочная схема.
Схема подводного старта, принятая исходя из обобщения как отечественного, так и зарубежного опыта, предусматривала применение принципиально новых для изделий данного класса средств обеспечения устойчивого движения на подводном участке.
Ко времени разработки комплекса «Булава-30» не только радикально сократились финансово-экономические возможности по изготовлению новых стендов, но и в значительной мере пришла в негодность ранее имевшаяся экспериментальная база. Сказались и политические перемены - отошел к Украине расположенный в Крыму полигон, где ранее проводился начальный этап натурной отработки подводного старта с погружающегося стенда или с борта опытной подводной лодки пр. 619. В связи с этим в 2004 г . первый бросковый пуск ракеты из подводного положения был осуществлен непосредственно с борта атомной подводной лодки пр. 941У «Дмитрий Донской» специально модернизированного под комплекс «Булава-30» ракетоносца пр. 941. При этом эксперименте, также как и при всех последующих пусках БРПЛ из подводного положения, не было ни одной аварии при старте и движении ракеты на подводном участке.
Летные испытания «Булавы-30» были успешно начаты 27 сентября 2005 г пуском ракеты из надводного положения, а 21 декабря - первым пуском из под воды. Но при последующих испытаниях значительное число пусков завершилось авариями Это задержало принятие, ракеты на вооружение, ранее намеченное на 2008 г .
Строительство «Юрия Долгорукого» также шло с некоторым отставанием от намеченных сроков. Выкат корабля из цеха был проведен в торжественной обстановке 15 апреля 2007г. Опубликованные фотографии и показанные по телевидению репортажи с места события дают определенное представление об архитектурном облике ракетоносца.
Общая схема корабля соответствует большинству подобных отечественных и зарубежных стратегических ракетоносцев. Ракетные шахты размещены в два ряда за ограждением выдвижных устройств и прикрыты относительно низким - в особенности в сравнении с пр. 667ДРМ - банкетом, образующим совместно с корпусом хорошо обтекаемые обводы. Ограждение выдвижных устройств сдвинуто к носовой части и не несет горизонтальных рулей. В отличие от всех предшествующих отечественных стратегических ракетоносцев корабль выполнен по одновальной схеме. Крупный чехол, тщательно прикрывающий кормовую оконечность лодки, вызвал предположение, что на пр. 955 применен водометный движитель. Ранее подобное устройство испытывалось на Черном море на дизель-электрической субмарине Б-871 пр. 877В. Все эти новшества отвечают задаче повышения скрытности, в первую очередь снижению шумности. Увеличение диаметра прочного корпуса по сравнению с кораблями семейства пр. 667. позволило реализовать более эффективные меры по акустической развязке корпуса и оборудования подводного корабля.
Нужно отметить, что подводные лодки пр. 955 спроектированы специально под ракетный комплекс «Булава-30». Их переоснащение на комплекс «Синева» с модернизированной ракетой типа Р-29РМ практически невозможно. Это определяется как очевидными факторами - Р-29РМ примерно на 3 м длиннее «Булавы-30», так и не менее существенными отличиями в корабельном ракетном комплексе, тем более непреодолимыми из-за применения в «Синеве» не твердотопливной, а жидкостной двигательной установки, требующей многочисленных связей с корабельными системами, в принципе отсутствующими на атомоходе пр. 955.
Ходовые испытания лодки были начаты 19 июня 2009 г ., когда «Юрий Долгорукий» впервые вышел в море. Поход закончился 12 июля возвращением в Северодвинск.
В настоящее время в различной степени готовности на заводе находятся еще два подводных ракетоносца «Александр Невский» и «Владимир Мономах», заложенные в 2005 и 2008 гг. соответственно. При своевременной ликвидации сложившегося отставания в разработке ракеты «Булава-30» «Юрий Долгорукий» станет первым подводным атомоходом четвертого поколения. С его вводом в строй будет обеспечена долгосрочная перспектива дальнейшего поддержания эффективности морских стратегических ядерных сил и обеспечивающих их применение сил и средств отечественного флота в целом.
igor
ReplyDeletethe hump on sarov class submarine seems that its for missiles
is there possibility that sarov class subs can be offered to india instead of amur class
to anon:
ReplyDeleteSarov - is a testbed with only limited strike function, short hump. The Russian admirals said repeatedly about a totally new class of nuclear submarins planned to be started, it's probably based on Sarov's experience. Till the first battle-ready submarine of this class enters Russian service it is too early to speak about export. More realistic I see the help for India in building a compact nuclear plant which can be installed on a current diesel-electric projects, like they helped for Arihant. The second direction is projecting VLS plugin for Bramos installation on Kilo and Amur class for India.
Dear Igor incredible text bath in fully Russian language, for me is not a problem im Macedonian Slav like you but the other follower will be a problem to understand.
ReplyDeleteP.S.
Did have any information about BARS-M
thanks a lot
igor
ReplyDeleteIn which generation does the ARIHANT class SSBN and the AKULA2+ NERPA falls is it the 4th generation or less than that ?
Zoki,
ReplyDeleteI have already posted here an article of BARS' chief designer about the upgrade program. Look in my blog early posts. Will post it again if needed to refresh this issue.
to anon December 5, 2009 11:54 AM
ReplyDeleteBoth Arikhant and Nerpa is of 3rd generation class nuclear submarines, however the generation division is no generally accepted. But at least the reactor type in both cases is of 3rd gen baceuse it needs middle-life reloading. 4th gen nuclear subs have to have a nuclear plant with lifetime energy supporting.
Hi Igor , Any information on the quitening levels achieved with Boeri ?
ReplyDeleteHere is one from Office of Naval Intelligence ( ONI ) which rates Borei quitening better than Akula-2 and Yasen better than Borei
http://www.fas.org/programs/ssp/nukes/images/chinasubsound.jpg
Any similar article on Yasen SSN ?
Thanks
Austin
to Austin:
ReplyDeleteI think, the quitening comparizon between totally new project is a pure speculation, because cannot be confirmed from an independent source. THe early projects - are different things since could be compared the rivals' reports with the historical documents and the naval programs correcting. So Akula-II and especially Akula-III which was adopted partially the 4th gen technologies, are the most quite Russian nuclear subs before true 4th gen coming.
The ONI Graph is the closest one can get by any Govt Agency based of non-classified information.
ReplyDeleteSeems like Russian have made good progress in nose reduction for its 4th Gen SSN/SSBN
Igor could u please do a dedicated post on the bulava I mean prima facie this is a modification of topol which works like clockwork being built in a country which has no dearth of competent missile designers.
ReplyDeleteWhat the hell is wrong with it?
to anon December 23, 2009 6:37 PM:
ReplyDeletethe mistakes most probably are on production study, they must better control the sub-manufacturers, it's tens of not handreds partially private or goverment owned firms. btw Bulava has a new more advance solid fuel and unusually internal space design, so it could not be said it only repeats topol.