Sunday, December 20, 2009

Project 855 'Yasen' SSN


Due to a great interest of the readers for prospective Russian submarine projects and repeated questions, I put here the essential from the article about Pr. 855 'Yasen' SSN. In general, two pr. 855 subs are under building in Russian 'Sevmash' plant on White Sea. One - 'Severodvinsk' - is in advance stage of building. Additional one - 'Kazan' - is only started in July 2009, and is made by modified 'Yasen-M' project with some advance features.

(Update: the mooring tests will start in May, 2010. ARMS-TASS, Dec, 23.)

The specs of pr.855:

- full underwater displacement , t                 13,800
- lenght, m                                                   119
- reactors                                               water-water OK-650B
- reactor life (without reload), years              25-30
- speed underwater  , knots                          31
 - max deepness, m                                      600
- autonomity , days                                      100
- crew                                                          90 (Seawolf, Virginia - 134)
- officers number                                          32 (Seawolf, Virginia - 14)
- acoustic                                                     Irtysh-Amphora
- FCS                                                          "Morinformsystema-Agat", NPO 'Aurora'
- EW                                                           5th gen on 'Yasen'-M', domestically made only.
- main caliber                                               8 triple=24 P-800 'Onyx'
- guiding                                                      submarine+satelite based MKRTs 'Legenda' + self guiding
- missile seeker                                            active/passive
- range of lock-on , km                                70-90 depending on target RCS
- torpedo apparata                                       533 mm
- mines
- imitation measures

- All kind of domestic torpedos and missile-torpedos can be used, with conventional and nuclear warheads, torpedo-launches 'Caliber-PL' (domestic 'Club' analog) for hitting surface target on distance up to 300 km, enemy subs on 40 km distance.

- Nuclear cruise missiles: the old 'Granat' - 3000 km range, a prospective one 'Grom' with 5000 km range.

The original Russian OCRed text is below:




Подводные «мерседесы
Александр МОЗГОВОЙ
СЕВЕРОДВИНСКМОСКВА

Ранним утром 24 июля из Р I Северодвинска в Белое море вышла атомная под-I водная лодка стратегиче-I ского назначения «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Новейший ракетоносец российского ВМФ, построенный Севмашем, про­должает испытания. В тот же день на Севмаше состоялась закладка еще одного атомохода - «Казань» - пер­вой серийной многоцелевой субма­рины проекта 885 «Ясень-М».

На торжественную церемонию по этому случаю в Северодвинск приехали высокопоставленные гос­ти: представители Татарстана, ВМФ, бюро-проектанта СПМБМ «Мала­хит», предприятий-контрагентов Севмаша. Бригадир судосборщиков Виктор Пинчук и бригадир сварщи­ков Юрий Ритько приварили к пер­вой секции будущего атомохода за­кладную доску.

- Очень важно, что Севмаш не только сумел сохранить производст­во и уникальные мощности, но и продолжает их развивать, - заявил на торжественном митинге в цехе N"55, где строится «Казань», первый замес­титель премьер-министра Республи­ки Татарстан Равиль Муратов. - И, конечно, мы рады, что новому кораб­лю дано имя в честь Казани.

По поручению президента Рес­публики Татарстан, Равиль Муратов вручил государственные награды, благодарственные письма и подарки отличившимся сотрудникам Севма­ша и морякам Беломорской военно-морской базы.

Заместитель главкома ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов сказал, что «эта подводная лодка будет одной из лучших, судя по тем характеристикам, которые в ней заложены», и что «такие субма­рины необходимы нам», что флот «надеется получить «Казань» в наме­ченные сроки».
- А когда конкретно? - спросили мы Н.К. Борисова.
-  Это будет зависеть от графика, который утвердит главком ВМФ, -сказал Николай Константинович. -Мы надеемся, что это произойдет не позже 2015 г.

Вопрос о сроках строительства не праздный. Головная лодка серии -
«Северодвинск» - была заложена 21 декабря 1993 г. Строилась она дра­матически медленно. Автор справоч­ника «Подводные лодки России увидевшего свет в 2001 г., В.Е. Ильин отмечал: «Планировалось, что АПЛ «Северодвинск» войдет с состав рос­сийского флота уже в 2000 г. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финан­сирования, эти планы сдвинуты на более поздние сроки (назывался даже 2007 г., однако этот прогноз следует признать слишком пессимистич­ным)». Увы, пессимисты оказались не только правы, но даже излишне опти­мистичны. Теперь спуск на воду «Се­веродвинска» намечен на будущий год, а передача флоту - на 2011 г.

- А что вы хотите? Из этих 16 лет более или менее нормальное финан­сирование осуществлялось в течение последних 6 лет, - комментирует в этой связи генеральный директор Севмаша Николай Калистратов. -Нужно учитывать также, что пред­приятию пришлось восстанавливать рухнувшие кооперационные связи. По сути дела, выстраивать их заново. В свою очередь СПМБМ «Малахит» совершенствовало проект, дабы он морально не устарел.



-  А хватит ли сил у Севмаша справиться с большим объемом обо­ронных заказов? Ведь кроме «Севе­родвинска» и «Казани» на стапелях вашего предприятия сейчас строятся РПЛСН   проекта   955   «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В декабре   предполагается   закладка еше одного «стратега». Получен экс­портный заказ на сборку двух ди­зель-электрических   субмарин   636 проекта. Даже без учета доводки ин­дийского авианосца  Vikramaditya и выпуска сложной продукции граж­данского назначения, это очень даже немало.

-  Уверен - справимся, - сказал Николай Калистратов. - Уже сейчас Севмаш способен ежегодно сдавать флоту по одной атомной подводной лодке. Мы набираем людей. Кстати, не обязательно имеющих специаль­ную подготовку, поскольку предпри­ятие располагает собственной разви­той сетью учреждений подготовки и переподготовки кадров. Главные тре­бования - крепкое здоровье, так как труд судостроителя нелегкий, стрем­ление к созиданию и умение видеть перспективу. А она у всех работаю­щих на Севмаше, безусловно, есть.

Но вернемся к «Казани». Гене­ральный директор и генеральный конструктор СПМБМ «Малахит»
Владимир Пялов сравнил новые под­водные лодки типа «Ясень» с пятым поколением автомашин «Мерседес». По понятным причинам ни разра­ботчики проекта, ни его строители подробностей об этих АПЛ не сооб­щают. Но в отечественных и зару­бежных справочниках о них говорит­ся немало. Может быть, сведения в них содержащиеся не во всем точны, но они дают представление о воз­можностях этих атомоходов.

Их полное подводное водоизме­щение - около 13 800 т, длина - 119 м. Конструкция - полуторакорпусная с двухкорпусными элементами в носу и в районе ракетных шахт. На субма­ринах устанавливаются водо-водяные реакторы нового поколения ОК-650В со сроком службы без перезарядки активной зоны 25-30 лет. Лодки - од-новальные. Скорость полного под­водного хода - 31 узел. Предельная глубина погружения - 600 м. Авто­номность - порядка 100 суток. Эки­паж состоит из 90 человек, включая 32 офицеров. Для сравнения: числен­ность экипажей новейших американ­ских многоцелевых атомных подвод­ных лодок типов Seawolf и Virginia -134 человека (14 - офицеры). Заметно меньшее количество личного состава на российских субмаринах - следст­вие широкого внедрение средств автоматизации (разработчики - Кон­церн «Моринформсистема-Агат» и НПО «Аврора»), чем вообще отлича­ются малахитовские лодки, начиная со знаменитого проекта 705 - атомно­го подводного истребителя.

Для уменьшения гидроакустиче­ской заметности стальной корпус по­крыт резиновым покрытием нового поколения. Зато сами «ясени» будут «слышать» очень хорошо. Новейший гидроакустический комплекс «Ир­тыш-Амфора» позволяет вести на­блюдение на большую дальность и практически в диапазоне 360 граду­сов вокруг корабля.

Электронное вооружение «Каза­ни» будет несколько отличаться от того, что установлено на «Северо­двинске». По словам пресс-секретаря Севмаша Анастасии Никитинской, на субмарине типа «Ясень-М» «заме­нена элементная база комплексов ра­диоэлектронного вооружения, а также используются оборудование и материалы полностью российского производства, исключая поставщи­ков из бывших республик СССР».
Особый разговор о вооружении этих многоцелевых АПЛ. Их «глав­ный калибр», предназначенный для поражения морских целей, - сверх­звуковые противокорабельные раке­ты П-800 «Оникс» разработки НПО


машиностроения. Они стреляют на дальность до 300 км. Ракеты разме­щаются в 8 шахтных пусковых уста­новках в средней части корпуса. В каждой шахте - по три ракеты, то есть общий боезапас составляет 24 единицы. Целеуказание «ониксы» получают как от собственных борто­вых средств, так и от космических ти­па МКРЦ «Легенда». После старта ракета поднимается на большую вы­соту. На расстоянии 70-90 км от цели ее активная радиолокационная го­ловка самонаведения захватывает цель и выключается, после чего «Оникс» снижается до 10-12 м и, со­вершая маневры уклонения, прибли­жается к объекту атаки. На дистанции 1-1,5 км снова включается голов­ка самонаведения, которая «дово­дит» ракету до корабля противника. На базе «Оникса» создана экспорт­ная модификация «Яхонт» и россий­ско-индийская ракета BRAHMOS.
В 1986-1992 гг. атомная подводная лодка К-452, получившая в 1997 г. на­звание «Новгород Великий», проек­та 650М была модернизирована по проекту 06704 «Чайка-Б» для прове­дения испытаний ПКР «Оникс». На лодке вместо 8 пусковых установок ПКР П-120 «Малахит» разместили контейнеры с крылатыми ракетами «Оникс». Комплекс П-800 прошел всестороннюю отработку и был при­нят на вооружение.

Поскольку крупногабаритная сферическая антенна ГАК занимает большую часть носовой оконечно­сти, торпедные аппараты на «ясе­нях» сдвинуты ближе к централь­ной части лодки и расположены под углом к диаметральной плоско­сти. Из них можно стрелять телеуп­равляемыми торпедами, а также торпедами, атакующими противни­ка по спутному следу. Они исполь­зуются и для пуска противолодоч­ных ракетоторпед и крылатых ра­кет различного назначения, в том числе семейства «Калибр-ПЛ» (экс­портное обозначение - Club-S) раз­работки екатеринбургского ОКБ «Новатор». Ими можно поражать надводные, береговые и подводные (баллистической ракетой 91Р) цели. Очевидно, «ясени» способны при­нимать на борт и крылатые ракеты стратегического назначения «Гра­нат» с головными частями в обыч­ном и специальном оснащении, «достающие» противника на рас­стоянии 3000 км. В средствах массо­вой информации появлялись сведе­ния о разработке в России крыла­тых ракет «Гром» с дальностью стрельбы до 5000 км. Не исключе­но, что в будущем они поступят на вооружение АПЛ проекта 885. Кро­ме этого могучего арсенала лодки вместо части ракет и торпед могут брать мины различных типов. Име­ются также выстреливаемые имита­ционные средства, вводящие в за­блуждение гидроакустиков проти­воборствующей стороны.
Как отмечают отечественные и многие зарубежные эксперты, атом­ные подводные лодки типа «Ясень» сравнимы по тактико-техническим характеристикам с американскими АПЛ типов Seawolf и Virginia, а по ударным возможностям превосходят их. Об этом говорилось и на торжест­венных мероприятиях, посвященных закладке «Казани». Но это еще не все. «Мы приложим все силы, чтобы лодка служила долгие годы, была на­дежной и обеспечивала комфортные условия для службы моряков», - зая­вил генеральный директор Севмаша Николай Калистратов. Надо думать, северодвинские кораблестроители свои обязательства выполнят с че­стью.  
                                          
      Н а ционапьная ОБОРОН А<       8 август 2009


19 comments:

  1. WoW man ... tnx ...

    I was only hoping longer range antiship missiles will be developt for 885

    ReplyDelete
  2. Nice Igorr

    The Russian verison of Onyk/Yakhont will have a longer range than the MTCR limited 300 km and so goes for Klub , the LACM variant of klub in Russian service R-500 has a range of ~ 500 km compared to 300 km for export version.

    It is certain the the LACM component of Yasen will be the stealthy subsonic 5000 km range Kh-101 , the Russian also talk about arming them with tactical nuclear cruise missile of kh-102 type.

    Igorr do you have similar article on Bulava SLBM , seems like Bulava is having a bad luck these days any thing on the newer Sineva ?

    ReplyDelete
  3. Igor could you please shed details on russian hypersonic missiles like meteorite and GELA and whether they will have any sub launched variants?
    basically will there be strategic cruise missiles with similar speeds as the brahmos 2 in the near future.

    ReplyDelete
  4. to Austin:

    As I can understand according to the most reliable sources the Russian Nuck Strategic forces tops have no intention to retreat from Bulava program. At the most a number of additional tests will be needed. BTW the missile is already in serial production, they have contracted about 70% of the parts, which reliability is without any doubts. Other 30% will be contracted after it is confimed during the tests. Bulava is as 3.5 m shorter than Sineva, doesnt need fluid cabling with the sub, so coming back to Sineva will cost much more than some additional tests and take longer time.

    ReplyDelete
  5. to anon December 21, 2009 5:04 PM:

    Gela - was a hypersonic ramjet technology demonstrator. As a prototype it was intended for launching on high velocity/altitude since the ramjet cannot work otherwise. In case of a submerged launching such apparatus will need too massive rocket accellerator before the ramjet could start. Also the dimentions of Gela doesnt fit the standard launching platform for cruising missiles like 533 mm torpedo tubes.

    ReplyDelete
  6. Severodvinsk is claimed to be better than Seawolf and Virginia classes - bullshit.

    ReplyDelete
  7. Igor,what i was looking at was a detailed write up on Sineva and Bulva SLBM something like you have put up on Yasen

    ReplyDelete
  8. Thnx for the info Igorr, I have a couple of questions,

    1) what is the submarine launched cruise missile that DRDO working with Isreal?

    2) what is the status of our Nirbhay?

    ReplyDelete
  9. Igorr any news on Oscar 2 and Akula upgrade program ?

    ReplyDelete
  10. read asia times of www.astimes.com of janaury 9th by bhandraker article .and see how india has been slavishly in usa camp for decades now.


    indian govt . of today and for last 15 years has been under control of usa agents. this bastard manmohan singh -an unelelcted aeven as MP let alone Pm-has been isntalled to do the dirty worlkds for usa and britian. whpw safe is it for russia to give to my country the armamnets which indian elites are sutrely going to give to american sfor unveliling trade secret?

    ReplyDelete
  11. igor:
    Hi as per the image there is no pumpjet on the yassen.
    Can you please confirm this.
    Yassen SSN has no pumpjet??

    ReplyDelete
  12. Severodvinsk to be the world's most silent sub – NF Command

    http://rusnavy.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=9762

    Igor any update on Lada submarine , what are the issues that are yet to be resolved on first Lada submarine

    ReplyDelete
  13. to Austin:

    Lada was returned to additional works 3 years ago when the problems in propulsion system and sonar were discovered during the tests. They were solved already . The last information before some days: Lada is under the 'state testing' in Baltic sea.

    ReplyDelete
  14. So its confirmed that Lada now has no problems at all with either propulsion or sonar and all problems which are known to exist has been resolved ?

    Can you please write an article or provide information on new torpedo under development in Russia ?

    Have you seen this website has detailed information on many Russian projects

    http://militaryrussia.ru/blog/

    ReplyDelete
  15. 1) Yes it's done
    2) I'll try
    3) It's a site with short reviews, no much new for me

    ReplyDelete
  16. Ok thanks for confirming , Looking forward for your Torpedo writeup ;)

    ReplyDelete
  17. what's "short review"?? why you don't read Full article?... all shorts have full

    (militaryrussia)

    ReplyDelete
  18. Yasen commissioning video

    http://pilot.strizhi.info/2010/12/22/9148

    ReplyDelete
  19. Hi Igor ,Compliments of the season and Happy New Year to you.

    Can you translate for us in english the key points mentioned in Yasen trial video posted above ?

    Thanks

    ReplyDelete